Skip to Content

Обо мне

Страница для печати

Маша Шибаева
Мое любимое свободное детство
О семье
О школе
Мои университеты
Мои учителя
О работе в театре
О творчестве
Об эскизах
Мои фотографии

Мое любимое свободное детство

ЛЕТО: небо, воздух, солнце, лес, река, петляющая между холмов; дом с мезонином на самом берегу. Любимая бабушка. Много братьев и сестер, друзей, игр, Большая деревня, в каждом дворе по несколько детей: если "Али-баба" - на все поле, если "Картошка" - круг, человек в двадцать; а в прятки можно играть целый день - пока все найдутся, не меньше часа пройдет...

Лес... Высокий, сосновый, светлый. Чтобы комары не кусали, натирались пижмой. До сих пор не понимаю, почему "морока" собирать морошку. Каждая найденная спелая ягодка - осколок солнца, спрятанный в болотном мху. А грибов было столько, что кроме белых, ничего не срезали.

А ЗИМА: это лыжи, сколько себя помню. "Лыжные стрелы", Павловск, лыжня у станции "Купчино", Как только мои родители такой ритм жизни выдерживали - все выходные на лыжах. А вот у меня не получается быть такой самоотверженной мамой...

А со скольки лет я начала рисовать? Этого даже мама не помнит. Родители поощряли мою тягу к рисованию - потому что дома на некоторое время становилось тихо...

подняться наверх ↑

О семье

Если говорить, откуда берется тяга к творчеству, стоит упомянуть о моем дедушке Моисее Фильштинском. Он был личным портным губернатора Санкт-Петербурга и имел свою пошивочную мастерскую около Суворовского проспекта.

Другой прадед - бурлак. Он остался в памяти потомков на картине Репина "Бурлаки на Волге" (с огромной шевелюрой, у самой кромки воды). Бабушки про него рассказывали - могучий был человек.

Мой дедушка Фильштинский М.М. был нейрохирургом, одним из первых. На ВОВ он спас много раненых, оперируя в полевых госпиталях. Был даже такой случай - дедушка вышел после операции отдохнуть, а в палатку упал снаряд - все медсестры и только что прооперированный раненый погибли. Он во многом был удивительным доктором, когда в школе писали сочинение "Человек на которого я хочу быть похожим" - я писала про дедушку.

А бабушка Е.С.Трифонова была сказочницей. Под псевдонимом Елена Тринова. У нее издано несколько сборников сказок. Она также работала на Леннаучфильме редактором и сценаристом. "Кружевные сказки" были написаны, когда родилась моя сестра, в сказках даже героини были - Семь Катерин. А вот "Дождинкины сказки" уже по моей просьбе. Первая сказка сборника "Капелька-Росинка" ; по иронии судьбы именно "Росинкой" назвали железнодорожную станцию, где мы отдыхаем каждое лето.

Так удачно сложилось, что у меня в детстве было три бабушки.

Бабушка Маша (в честь, которой меня назвали) - крестьянка, но с удивительно мудрой душой человек. В деревне на берегу реки Мсты я отдыхала летом.

Еще была бабушка Вера - учитель русского языка. Она любила пересказывать мне старые фильмы, да так увлекательно, что впоследствии смотреть было не интересно.

Моя мама выращивает микробов, она врач-микробиолог. Недавно, в упаковке одного популярного молочнокислого продукта, мама нашла магнитик - "Я - королева микробов", видимо, маме повысили социальной статус.

Папа работал машинистом-инструктором маневровых тепловозов. К сожалению, когда папе давали звание "Почетного железнодорожника", его подчиненный машинист произвел крушение. Так и остался папа обычным железнодорожником.

У меня сын и дочь. Мое "сокровище" и самые мои лучшие и важные "произведения".

подняться наверх ↑

О школе

При всем том, что в школе я училась хорошо, мне всегда интереснее казалась жизнь после школы. Если бы в школе не было "Зарницы", внеклассной работы, редколлегии, а затем комсомола, летних трудовых лагерей, походов, выездов на экскурсии в Москву, Таллинн, Ригу, и пр. пр. пр.- я бы "скисла с тоски". Но, по большому счету, я с теплом вспоминаю своих школьных учителей. Всех, даже тех, кто относился ко мне не слишком благосклонно. Школа - ведь и есть ШКОЛА; в смысле формирования характера тоже...

Две картинки:

1977 год - тонкие светлые косички, огромные банты, белый фартук, ... не хватило пары, ...шла за руку с учителем Ларисой Анатольевной, ... на линейке перед всей школой звонким голосом: "...чертят грифельные доски, - для кого, для меня! Шьют тетрадки в три полоски, для кого, - для меня!"

Май 1987 года - новая синяя форма, большие банты, ... полная голова знаний, страх перед предстоящими экзаменами, разбитое первой любовью сердце...

подняться наверх ↑

Мои университеты

Честно признаюсь, у меня два не полных высших образования, так вот случилось. Я раньше переживала, теперь отношусь к этому факту философски.

Родители отговорили меня поступать в Мухинское училище. И пошла поступать в институт им. Герцена на факультет химии. Учиться было весело до первой зимней сессии. Должен был быть всего один экзамен по неорганической химии, но он стал для меня настоящим боевым крещением. Я, по привычке, вышла первой - и... полтора часа профессор не могла принять решение об оценке моих знаний, задавая вопросы по всей программе. За свои мучения я получила "хорошо" и была отпущена с трясущимися руками и ужасом в глазах... пугая своим видом тех, кто ждал своей очереди. Весной мне уже ничего было не страшно. И, может быть, сделали бы из меня учителя, если бы в Петербург не привезли выставку "Ив Сен Лоран и театр"... В институт я больше не вернулась... ( Если для меня решение было естественным, для моих родителей наоборот. Сильнее всего пострадал папа - его увезли в больницу.)

… Помыкавшись, поучившись в мастерских и у мастеров, я поступила в институт Декоративно-прикладного искусства. Учеба была платной, что по тем временам, еще являлось редкостью. И этот факт тогда тоже многих удивлял. Но я осознанно выбрала именно этот вуз и сама платила за свою учебу. Забавно вспоминать, чем я оплачивала занятия. Первый год сотрудничала с частной школой, как художник-оформитель. Второй год продавала индийские шали, шила на дому свадебные платья и всякие прикольные штучки. А вот, примерно, с третьего года к финансированию подключился супруг. Но, ... пришлось взять академический отпуск из-за аллергии на графитную пыль, а за время академки я с радостью родила доченьку. И поставила на учебе жирный крест.

подняться наверх ↑

Мои учителя

Первым человеком, который отнесся к моему рисованию серьезно, была педагог кружка рисования в ДПШ Московского района Бартемьева Марина Николаевна. Если бы кто-нибудь подсказал мне ее координаты, обязательно бы связалась, поблагодарить за доброту. Я получила от нее диплом "ЗА УСЕРДИЕ", потому что с конца апреля, когда ученики уже активно прогуливали занятия, я каждый раз в назначенное время входила в класс. Одна!!! И она со мной занималась, два ученических часа, придумывая все новые и новые задания.

Следующий шаг - художественная школа №13 Московского района. Когда мы с бабушкой собрались на вступительный экзамен, перед моими окнами прорвало трубу с горячей водой. Фонтан был такой силы, что перелетал через пятиэтажный дом и лился на козырек перед парадной дверью. Мы еще решали тогда, к добру или наоборот. Видеть фонтан во сне - знак вдохновения, интересно, к чему же это наяву...

В художке я попала в веселую, шумную группу, к которой педагоги относились с опаской, за буйный нрав. Мы любили уроки истории искусства, думаю, потому что педагог любила нас.

Мне еще очень нравилась живопись. И нереализованной любовью осталась любовь к скульптуре. Педагоги у нас часто менялись, к сожалению, имена стерло время.

Готовить меня в институт взялся художник Юрий Мудренов - живописец, член союза художников (на мой юношеский взгляд - Небожитель и Филосов) В мастерской на улице Подрезова для меня открылись истины, с которых, по-моему, необходимо начинать художественную подготовку: "Для чего вообще я рисую", какой смысл я закладываю в свое творчество; почему я делаю композицию на эту тему и в этом цвете. Потому что то, что ты сотворил, тебе уже не принадлежит - это видят многие. Георгий Владимирович первым спросил: уверена ли я, что хочу быть модельером, а не театральным художником. Так я попала в театр.

Наработавшись по чужим эскизам, и освоив исполнительское мастерство, захотелось снова рисовать.

В институт ДПИ меня готовила Наталия Анатольевна Талавира. Благодаря ее занятиям по постановке руки, в ателье за моей спиной останавливались портные, удивляясь, что можно рисовать с руки, не стирая. Некоторые считают декоративную композицию примитивной, а мне пригодилось умение правильно выстроить средневековую вязь, или модерн, или узор для деда мороза. Наталия Анатольевна любила повторять - вашим творчеством будет не то, что вы делаете в институте совместно с педагогом, а то, что создадите в мастерской, в одиночестве.

Наш институт теперь возмужал, имеет много факультетов и новое здание. А в 1990-х гг. мы были одними из первых его студентов, мы были очень свободными и легкими...

Александр Александрович Васильев - мой учитель моды. В 1993 году мы были первыми слушателями его лекций по истории костюма и практических занятий по тенденциям современной моды. Сейчас уже не верится, но Саша после первого дня занятий, решил не брать такси, а вместе с нами большой толпой студентов, пошел пешком, по Петроградской стороне к метро. Мы его так замучили вопросами, что на второй день, он быстренько уехал от нас на машине. Была демократическая обстановка, в перерыве пили томатной сок из 3-х литровой банки.

Саша давал нам задания - мы делали эскизы. Наиболее удачные вешали на стену. (Разбирая старые эскизы, если вижу следы от скотча - знаю: Саше понравился). Одно задание, например, было: костюм для дамы, собирающейся в суд на собственный бракоразводный процесс. В последние дни рисовали коллекцию и вывешивали на всеобщее обсуждение, те кто набирал наибольшее количество значков - получал право бесплатного следующего семинара. Я выиграла второй семинар, жаль, что не было третьего... НО...за свою коллекцию эскизов Деним: "Здоровый дух в красивом теле", Саша Васильев написал мне рекомендацию на работу. Которая, в последствии, мне помогала.

подняться наверх ↑

О работе в театре

Я пришла работать в театр на самую маленькую должность- монтировщика сцены, текущий ремонт декораций. Этот "особо творческий процесс" длится до конца последнего антракта, если декорации меняются; и можно уходить из театра домой после третьего звонка, если нет перемен. Эта работа редко удерживает людей долго, меня хватило на полгода. Зато... я качалась на качелях Татьяны Лариной и находилась в ощущении сказки, когда устанавливают свет на весь последующий спектакль; чудом осталась жива, после падения на меня старинной лестницы, высотой под свод сцены. А еще я умудрилась удивить директора Малого театра, тем, что в течение минут 10-ти хохотала в его кабинете, было не остановиться еще и потому, что все вокруг стояли с серьезными лицами. Зато со мной потом полгода здоровался директор театра...

С монтировщика я перешла на должность бутафора; потом бутафора-декоратора; и даже художника-бутафора. Сделано было всего много, выделить хочется работу над "Дягилевскими сезонами" Андриса Лиепы, с художником Анатолием Нежным; "Лебединое озеро" с Галей Соловьевой; и всегда удивительные эскизы приносил Вячеслав Окунев,

Сейчас я сотрудничаю с детским музыкальным театром "Кантабиле". По моим эскизам были сшиты костюмы к спектаклям: "Теремок", "Брысь", "Красная шапочка", "Снежная королева", "Бременские музыканты", "Буратино".

подняться наверх ↑

О творчестве

"Творчество - это спонтанный саморазворачивающийся импульс, искра Божья" (приношу свои извинения не знаю автора).

Вдохновение идет не изнутри, а снаружи. И те, кто забывают, что они плоть от плоти земли, могут и лишиться поддержки. Творчество от слова Творец- это высокие слои, нам грешным только крошки достаются. Об одном прошу, чтобы мне насыпать немножко не забыли.

подняться наверх ↑

Об эскизах

Всегда, конечно, приятно, когда берут в руки эскиз с восторгом: "Это то, о чем мы мечтали!" Но бывает по-разному. Если после 3-х эскизов выбор не был сделан, я беру тайм-аут, чтобы подумать, поискать верный путь.

Бывают заказчики, которые помогают, некоторые наблюдают, хуже, когда активно мешают. Люди такие разные и в каждом свой мир, гармонию которого я должна понять, тогда эскиз станет им дорогим, потому что совпадает. А если чувствую дисгармонию - иногда отказываюсь от сотворчества. Мне всегда важно чтобы сказали - это мое, то о чем я мечтал или не смел мечтать. Даже если где-то кому-то не понравилось, не беда. Беда, когда сшили, а одевать не хочется.

И еще, мне кажется - все мои заказчики - мои учителя; и я с ними иду от костюма к костюму по невидимой творческой лестнице... Надеюсь, что вверх.

подняться наверх ↑